Развитие мышления как педагогическая задача. Часть 1.

04.03.2020

/Сатья написана совместно с И.Кожевниковым И./ Вы спросите: возможно ли научить человека правильному организованному мышлению? Ответ - да. Культуре мышления можно и нужно обучать! Кстати это может стать точкой опоры для возрождения величия нашей Родины, т.к. за рубежом технологии обучения культуре мышления нет. Но обо всем по порядку.

Печально наблюдать деградацию системы образования. От Советской довольно сильной школы сегодня, под давлением западных более поверхностных «стандартов» образования, мало что осталось. К сожалению. Но если смотреть правде в глаза, то следует сказать, что и в Советском образовании всех уровней (от начальной школы и до высшей) не учили, пожалуй, самому главному - культуре мышления. Советская школа была «школой памяти».Те, кто хоть как-то самостоятельно мыслил, а не вспоминал, были самородками. Скорее исключением из правила. Таким людям, благодаря своему таланту, удавалось сделать что-то значимое в научной или иной сфере. Ведь их мыслительная самоорганизация давала им существенные преимущества относительно стихийных мыслителей, у которых если и были достижения, то очень редко, очень случайно и очень незначительные.

Сделаем небольшое отступление, чтобы раскрыть проблемное поле. Идея акмеологии в той или иной форме выражения постоянно сопровождала историческую рефлексию жизни общества и жизни отдельных выдающихся людей. Чем более значимым было место общества, нации, отдельного человека в целостности происходившего и происшедшего, тем быстрее и острее стоял вопрос о характере полученных, получаемых достижений, о причинах достижения высот проявлений человеческого духа, человеческой субъективности, носителя деятельного начала.

Однако от практической потребности при более внимательном взгляде на жизнь и деятельность, достижение вершин ("акме") своего самовыражения отдельных, выдающихся людей, групп людей, общества или нации в целом до оформления такого интереса в рамках специальных научных исследований и разработок "дистанция огромного размера". Поэтому особое условие для выделения акмеологии как области изучения и практических разработок выступило появление соответствующего направления в образовании, создание учебных дисциплин.

В отличие от тщательного слежения, реконструкции жизненного пути субъекта, вычленения факторов, повлиявших на те или иные поступки, на возникновение ярчайших эффектов и результатов, применительно к полководцам, правителям, творцам, мыслителям, их мышление в ходе принятия решений, в ходе научных и философских поисков, крайне редко подвергалось тщательному разбору со стороны аналитиков. Тем более механизм мышления выдающихся людей оставался за горизонтом их интересов.

С достаточно интуитивной очевидностью можно утверждать, что мышление относится к наиболее сложным формам интеллектуального профессионализма и требует высочайшей подготовленности человека.

© 2021 В.Верхоглазенко    Еmail:  vladimir-nv@bk.ru                         
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать