Развитие мышления как педагогическая задача. Окончание.
/Сатья написана совместно с И.Кожевниковым И./ В рамках подхода к организации аналитики человека следует различать, как минимум, пять уровней мышления: коммуникативно-смысловой, понятийный, проблемно-задачный, системный, универсумально-онтологический (см. схему) (уровни составлены с опорой на концепцию профессора Анисимова О.С.).
1. Коммуникативно-смысловой уровень мышления характеризуется высокой степенью случайности процесса и результата мышления. Мышление на этом уровне не дает возможности вводить принципиальные выводы по анализируемой мыслителем ситуации. Степень гипотетичности решений данного уровня весьма высока.
2. Понятийный уровень мышления заключается в появлении жестких «опор» в виде строго определенных значений терминов, являющихся ключевыми для предметной области анализа. На этом уровне снимается «размытость» границ и неоднозначность содержаний употребляемых в анализе терминов, что придает процессу мышления значительно большую организованность по отношению к предыдущему смысловому уровню.
3. Проблемно-задачный уровень мышления снимает формалистичность использования понятий и предполагает способность мыслителя по перестройке понятий под «давлением» материала, но в строгом соответствии с правилами теоретической работы и с соблюдением причинно-следственных логических цепочек.
4. Системный уровень мышления позволяет оперировать с целостными объектами различного уровня обобщений (но не предельных обобщений) при этом реализуется строгость объектно-каузальной логики (или иначе: объектно-причинно-следственной логики). Аналитический процесс этого уровня сохраняет целостность всех взаимодействующих объектов позволяет вскрыть существенное в их внутреннем устройстве и взаимодействии.
5. Универсумально-онтологический (метасистемный) уровень мышления, специфика которого заключается в оперировании в качестве оснований предельно абстрактной картиной мира («высшая онтология»), но в той же объектной причинно-следственной логике. Данный уровень мышления необходим для методологов и руководства страны.
Процесс развития мышления от до-семиотического уровня (коммуникативно-смысловой) до высшего универсумально-онтологического уровня связан с постепенным переводом мыслительных способностей человека с текущего уровня на ближайщую ступень. Перепрыгивание через ступень - событие невозможное, т.к. каждый нижестоящий уровень является опорой для ближайшего вышестоящего. Подавляющее большинство аналитиков работает на коммуникативно-смысловом уровне, т.к. даже второй, понятийный уровень требует использования в мышлении специальных схем-средств, сконструированных в жестком соответствии с требованиями построения теоретического конструкта.
Программа нашего курса «Развитие мышления» в методологическом подходе состоит из четырех ступеней, в каждой из которых по четыре-пять тренингов. Общая линия такова.
Ступень II. Перевод мыслителя с понятийного уровня мышления на задачно-проблемный.
Ступень III. Перевод мыслителя с задачно-проблемного уровня мышления на системный.
Ступень IV. Перевод мыслителя с системного уровня мышления на метасистемный (универсумально-онтологический).
Курс предназначен для тех, кто хочет существенно развить своё аналитическое мышление и, в то же время, этот курс является введением в методологию. При этом, тем, кто самоопределяется к вхождению в методологическую культуру рекомендуется прохождение всех 4-х ступеней, а тем, кто хочет просто повысить уровень своего мышления - достаточным можно считать прохождения 3 ступеней.