Развитие мышления как педагогическая задача. Часть 2

19.03.2020

/Статья написана совместно с И.Кожевниковым И./ Одним из главных условий активизации личностного потенциала развития мышления человека является погружение его в специальную среду. Речь идет про игровую форму обучения. В современной культуре мышления и в рамках акмеологических ценностей разработаны игротехнологии, учитывающие опыт самых сложных форм принятия решений.

Начиная с конца 70-х годов в Межрегиональной ассоциации игротехников и методологов (ММПК) ведутся исследования по сути культурного мышления и разработки по качественному развитию мышления и переводу его на культурный уровень. Как показала практика, наиболее эффективным средством развития мышления является форма организационно-деятельностной игры. Такая форма организации учебной площадки позволяет развивать мышление существенным образом в кратчайшие сроки. В связи с этим остановимся на механизме Орг-деятельностной игры (ОДИ) немного подробнее.

В практике ОДИ воссоздаются все части цикла развития мышления на основе деятельности:
• исходная или развиваемая деятельность;
• рефлексия ретроспективная, критическая и проспективная;
• акцентировка на средства и поиск более надежных средств;
• повторная измененная деятельность с опорой на более надежные средства, выявленные в рефлексии;
• диагностико-исследовательское слежение за всем ходом обнаружения «разрыва» и его своевременная коррекция.

Это предпосылки для раскрытия развития. Здесь оно имеется в полном объеме, затрагивая интеллектуальный, чувственный, волевой уровни субъективности человека.

ОДИ является пространством, где совмещаются в игровой форме сочетаются деятельностный слой и его рефлексия, с вовлечением культурных аналитических средств, а также учет не только внешних, но и внутренних факторов развития мышления.
Обычно в игре все участники делятся на команды по 6-9 человек. Каждая команда проходит семь этапов:
• Постановка задачи
• Групповая работа
• Межгрупповое взаимодействие (презентация каждой группой своей разработки и получение обратной связи)
• Групповая работа над ошибками в рефлексии
• Консультирование
• Корректировка группой совей разработки.

Эти этапы в совокупности составляют один цикл в решении поставленных задач. По их итогам делаются выводы, даются рекомендации для достижения целей игры.

Технологии развития мышления должны базироваться именно на этих высокоэффективных игромодельных формах обучения. Они успешно прошли апробацию на внутренних экспериментальных учебных площадках ММПК - на нескольких десятках методологических модулей с продолжительностью каждого в объеме 2-х недель.

© 2021 В.Верхоглазенко    Еmail:  vladimir-nv@bk.ru                         
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать